Только для своих
Сотни тысяч мобилизованных застряли на фронте, пока десятки чиновников повоевали с Украиной ради лайков и вернулись домой. Как же так?
Сотни тысяч мобилизованных россиян не могут вернуться с фронта домой и застряли там до специального указа Владимира Путина. Не помогают ни суды, ни протесты родственников — власть не намерена идти на уступки и оставляет изможденных войной россиян на фронте до конца, прикрываясь законом. Однако для российских чиновников, отправившихся в Украину, закон работает несколько иначе — они могут вернуться домой практически в любое время и без последствий. «Холод» проанализировал военные карьеры десятков чиновников и пришел к выводу, что указ Путина на чиновников не распространяется.
В июне 2023 года мэр Петрозаводска Владимир Любарский заявил, что отправляется на войну в Украину в составе батальона «Ахмат». Через несколько дней он сложил с себя полномочия главы города и уехал в зону боевых действий. Следующие четыре месяца Любарский выкладывал на своей странице фото окопов и видео с военными.
«Люди военные меня поймут — это группа предназначения. Если по военно-учетной специальности кто-то ракетчик, например, и решил принять участие в СВО, вообще рекомендую контрактоваться с Министерством обороны — больше пользы принесете», — так мэр объяснял свое решение подписать контракт с «Ахматом».
10 ноября срок контракта Любарского истек, и экс-чиновник вернулся в Петрозаводск, хотя за три дня до этого президент России Владимир Путин заявил, что добровольцы не вернутся с фронта, пока война не закончится. Подписчики Любарского недоумевали, почему бывший чиновник может вернуться с фронта, в то время как многие мобилизованные воюют уже год. «А вроде приказа не было... СВО еще не закончилась, а вы домой. Как так?», — спросили экс-мэра в комментариях. «Не подлежу мобилизации. По возрасту», — ответил 55-летний Любарский и не соврал.
Это не единственный случай, когда чиновники и депутаты возвращаются домой сразу после окончания контракта или даже до того. Вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов в феврале 2023 года заявил, что отправился на войну командиром батальона «Вега». К нему тогда присоединились вице-спикер горсовета Евгений Яковенко и депутат Госдумы от Новосибирской области Дмитрий Савельев — правда, ненадолго.
Панферов и Савельев вернулись в мае 2023 года. Яковенко — в апреле, накануне голосования по поправкам об отмене прямых выборов мэра Новосибирска. Еще в феврале СМИ сообщали, что Савельев сошел с эшелона, отправившегося на войну, и улетел в Москву, хотя сам депутат в это же время выложил на своей странице несколько фотографий «с фронта». По информации источника «Холода», Савельев мог уехать в Украину уже из Москвы, но в боевых действиях не участвовал.
Военный капитал
В октябре 2022 года депутат Госдумы от Хакасии и Сергей Сокол уехал на войну в Украину. Его участие в военных действиях активно пиарила партия «Единая Россия», называя его «майором разведки», хотя профессиональную военную подготовку Сокол не проходил, максимум — военная кафедра и военные сборы. Депутат продлил контракт и вернулся весной 2023 года, а уже через два месяца «Единая Россия» выдвинула его на выборы губернатора Хакасии.
Избирательная кампания депутата во многом строилась вокруг его «боевого опыта»: поддерживавшие Сокола местные СМИ перед выборами публиковали воспоминания кандидата о боях и «пролетах “Градов” над головой». Несмотря на поддержку Кремля, Сокол проигрывал по рейтингам действующему губернатору от КПРФ Валентину Коновалову. В итоге в сентябре Сокол заявил, что попал в больницу с перитонитом, и снялся с губернаторских выборов.
Депутат Госдумы от Красноярского края Юрий Швыткин после объявления мобилизации сказал, что готов участвовать в войне — и даже, по его словам, подал заявление о том, чтобы его направили на фронт. Несколько раз Швыткин рассказывал, что ездил в зону боевых действий в Украине, и публиковал фото в бронежилете. Но воевать так и не поехал.
Депутат Госдумы Виталий Милонов 12 октября 2022 года подал заявление в военкомат с просьбой зачислить его в армию добровольцем. В своем телеграм-канале он регулярно постил фото «с фронта»: по словам депутата, его зачислили в штурмовой отряд. Весной 2023 года Милонов вернулся из зоны боевых действий в Петербург, где устроил рейды в вейп-шопах. Невзирая на обещание вернуться в зону боевых действий, депутат продолжает голосовать на заседаниях Госдумы и проводить личные мероприятия на «гражданке».
Депутат Госдумы от «Единой России» Дмитрий Саблин в сентябре 2022 года заявил о том, что едет на войну добровольцем. Видео с ним выкладывали провластные и провоенные телеграм-каналы — например, «военкор» Семен Пегов говорил, что парламентарий «всегда помогал Донбассу» и «все время находится в поле». В октябре 2023 года журналисты выяснили, что с начала полномасштабного вторжения Саблин несколько раз летал в Турцию и смог спрятать свою яхту от европейских санкций.
В общей сложности «Холод» нашел как минимум 70 чиновников разного уровня, которые заявили, что отправляются на фронт, либо действительно туда отправились. У 14 чиновников желание отправиться в зону боевых действий в Украине проявилось только на словах, четыре чиновника ограничились «волонтерскими» поездками на фронт. 52 госслужащих действительно отправились на фронт, среди них 13 госслужащих федерального уровня, 16 — регионального и еще 23 чиновника муниципального уровня.
Согласно подсчетам «Холода», средний срок службы российских чиновников на фронте составил семь месяцев: минимальный — месяц, максимальный — год. 20 из 54 госслужащих уже вернулись из зоны боевых действий, все они полностью «отработали» свои контракты. Погибли на фронте три чиновника: депутат Верховного совета Хакасии Дмитрий Иванов, депутат Мамоновского сельсовета Новосибирской области Дмитрий Шмаков и депутат Решетовского сельсовета Новосибирской области Сергей Голиков.
ВРЕЗ ВСПЛЫВАШКА
ПОЛНЫЙ СПИСОК ЧИНОВНИКОВ, ЗАЯВИВШИХ ОБ УЧАСТИИ В ВОЙНЕ С УКРАИНОЙ
В отличие от чиновников и депутатов, которые могут вернуться домой сразу после истечения контракта, мобилизованным россиянам подобная роскошь не положена — из-за указа Путина они обязаны оставаться на фронте до конца «частичной мобилизации». Из-за этого россияне все чаще интересуются, когда их родственники вернутся домой, а военнослужащие стали чаще покидать военные части и консультироваться со специалистами о том, как лучше дезертировать.
У чиновников свой закон
Опрошенные «Холодом» юристы отмечают, что предельный возраст службы, как в случае с экс-мэром Петрозаводска Любарским, не касается военнослужащих, которые добровольно подписывают контракт с Министерством обороны. 3 июля бывший чиновник заключил четырехмесячный контракт с батальоном спецназа «Ахмат», который еще в июне стал первым добровольческим формированием, которое подписало договор с Минобороны. Соглашение с ведомством автоматически меняло статус всех добровольцев этого батальона на военнослужащих, а изначальный срок их службы становится бессрочным и отменяется только указом о мобилизации. Но эксперты считают, что для депутатов и чиновников могут делать исключения и кейс Любарского — как раз один из них.
Врез цитата:
«Просто у одних в “Ахмате” (чиновников и других “по блату”) — контракты добровольцев, а у других, обычных смертных — контракты о прохождении военной службы, бессрочные», — сказал «Холоду» юрист коалиции «Призыв к совести».
Адвокат по военным делам Максим Гребенюк отмечает, что контракты для обычных военнослужащих действуют до окончания «частичной мобилизации», которую объявил Путин и которая еще не завершена. Поэтому военные не могут уволиться даже в том случае, если контракт у них истек еще год назад.
«Люди просто путают, кто такие добровольцы, — говорит Гребенюк. — Есть добровольцы, которые пришли в военкомат и говорят: “Я доброволец, я хочу на СВО,” а при этом [подписывают] контракт о прохождении военной службы на три месяца, и они не увольняются. Суды сейчас никого не увольняют».
Юрист и основательница проекта «Ковчег» Анастасия Буракова согласна с коллегами. Быстрое возвращение Любарского, Гулиева и некоторых других чиновников объясняется их статусом участника добровольческого формирования. В этом случае человек может вернуться с фронта по окончании контракта. Однако такие контракты предлагают не всем. Буракова отмечает, что после мятежа Евгения Пригожина военным стали гораздо реже предлагать контракты с добровольческими формированиями. Но чиновники и депутаты по-прежнему могут использовать статус «добровольцев», чтобы избежать бессрочных контрактов с Министерством обороны. Она отмечает: в России нет четко прописанного закона о ЧВК. Фактически это «серая зона» в российском законодательстве.
Врез цитата:
«Для каких-то чиновников или для тех, для кого это больше PR-повод, может оставаться такая лазейка. Этому ничто не препятствует, никаких изменений в законодательстве не было», — говорит Буракова.
По-разному закон работает даже в отношении многодетных отцов, которых не должны мобилизовать — Кировский районный суд Ставропольского края уже четырежды отказал в иске многодетному отцу Шакиру Рагимову, который оспаривал собственную мобилизацию. У мужчины трое детей, и по закону ему предоставляется отсрочка, но суд оставил мобилизацию в силе. Зато многодетному депутату из Ростовской области Максиму Геласу, который ушел на войну добровольцем в сентябре 2022 года, этот же закон позволил вернуться домой уже через три месяца. В областном заксобрании тогда объяснили, что Геласа демобилизовали по семейным обстоятельствам: у него пятеро детей. На фронт он не вернулся, но до сих пор ведет телеграм-канал под названием «Депутат на войне».
«Мобилизованным пора домой»
В ноябре 2022 года Владимир Путин заявлял, что в России мобилизовали 318 тысяч человек. Позднее власти подтвердили, что возможности их возвращения домой до окончания войны нет — указ о мобилизации делает бессрочным любой контракт военнослужащего. Социальный эффект мобилизации оказался неприятным для российской власти, поэтому с конца 2022 года они активизировали работу по привлечению в армию добровольцев на контрактной основе. Согласно последним отчетам, в 2023 году контракт с Минобороны подписали уже 410 тысяч человек.
Однако проблемы мобилизованных это не решает. Жены мобилизованных рассказывают журналистам, что ждут своих мужчин больше года, и называют мобилизацию «социальной катастрофой». Самим мужчинам же в течение года регулярно рассказывали о «скорой ротации» и просили «потерпеть», однако даже год спустя никакой ротации проведено не было, а обещанные отпуска получают далеко не все мобилизованные.
Недовольство условиями службы привело к первым протестам: 7 ноября около 30 родственниц военнослужащих провели пикет во время митинга КПРФ в центре Москвы. Требуя провести ротацию, женщины развернули плакаты с лозунгами «Верните детям отцов» и «Мобилизованным пора домой». Пикет продлился несколько минут: сотрудники полиции настаивали, что акция не соответствует заявленной теме мероприятия, после чего женщины свернули плакаты.
Акция в Москве подтолкнула жен мобилизованных в регионах подать заявки на митинги в своих городах, однако ни одно из публичных мероприятий согласовано не было. Только мэрия Новосибирска согласовала акцию родственников мобилизованных в помещении и строго по регистрации — свободного доступа не было даже у представителей СМИ.
Давление властей добралось даже до чатов жен мобилизованных. Например, в группу «Путь домой — Красноярск» пробралась близкая к властям Красноярского края женщина. Сперва она удалила из чата всех, кто говорил о митингах в регионе, и запретила пересылку сообщений. Чат в итоге и вовсе был удален, якобы самой владелицей, «так как она не поддерживает пропаганду ЦИПсО и митингов».
А в Кемеровской области 15 ноября силовики пришли как минимум к шести родственницам мобилизованных, состоящих в чатах по возвращению их близких домой. Номера женщин в чате были скрыты, но сотрудники полиции нашли их имена и адреса и предупредили о штрафах.
Мусор:
Осенью 2022 года после объявления Путиным мобилизации многие чиновники публично заявили о готовности поехать на войну. Указ о мобилизации делает бессрочным любой контракт военнослужащего, но около половины государственных служащих уже закончили служить. В это же время родные мобилизованных или подписавших контракт в самом начале войны безуспешно пытаются добиться того, чтобы их вернули домой. Подробности о чиновниках и депутатах, которые вернулись домой или сделали из своей службы pr-кампанию — в материале «Холода».
Нахер:
По закону «О воинской обязанности и военной службе» предельный возраст пребывания на службе у полковников и капитанов 1 ранга составляет 55 лет, у военных с низшим званием — 50 лет. Любарский имеет звание майора полиции.
вызвали главного организатора и отвели его в сторону. Участница пикета сказала, что к женщинам подошел глава КПРФ Геннадий Зюганов, и они договорились передать ему обращение.
12 ноября в чат жен мобилизованных «Путь домой — Красноярск», где женщины договаривались о региональном митинге за возвращение их близких,администратором назначили Валентину Воронцову. Она оказалась помощницей депутата заксобрания Красноярского края Елены Пензиной, которая активно поддерживает военную агрессию России против Украины. После сообщений о необходимости митингов нескольких красноярок исключили из чата. Затем администраторы запретили скриншоты и пересылки сообщений, а после этого чат удалили. Сама Воронцова сказала журналистам, что чат удалила его владелица, «так как не поддерживает пропаганду ЦИПсО и митингов».
В ответ на публикации депутат Елена Пензина выложила в своем телеграм-канале видеообращение доцента красноярского педуниверситета Олега Лютых, который уехал на войну добровольцем. «Прошу вас успокоиться, прошу вас закрыть свои очаровательные ротики и прошу вас не вносить сумятицу. <...> Сейчас пацаны героически защищают вашу сытую зажравшуюся жизнь, и вы должны молиться за них, чтобы они выстояли», — заявил Лютых на видео и попросил «не будить русское лихо». Почему он сам находится не на фронте и почему многих мобилизованных уже год не отпускают домой, доцент не объяснил.
Жительница Кемеровской области рассказала, что 15 ноября силовики пришли как минимум к шести родственницам мобилизованных, состоящих в чатах по возвращению их близких домой. Номера женщин в чате были скрыты, но сотрудники полиции нашли их имена и адреса и предупредили о штрафах. Некоторых силовики заставили показать свои переписки в Telegram.
Другое возможное объяснение скорого возвращения Любарского, Гулиева и некоторых других чиновников — их статус не военнослужащего, а участника добровольческого формирования. В этом случае человек может вернуться с фронта по окончании контракта. Однако такие контракты предлагают не всем. Юрист и основательница проекта «Ковчег» Анастасия Буракова
Для новости:
«Холод» нашел как минимум 72 случая, когда чиновники и депутаты уходили на войну или заявляли о готовности уехать на фронт.
14 федеральных и региональных чиновников объявили о желании отправиться на войну. Но в итоге на фронт они не поехали. Четверо не участвуют в боевых действиях, но отчитываются о «волонтерских» поездках. 54 чиновника все-таки поехали на фронт, 20 из них вернулись.
Чиновники и депутаты, которые уехали на фронт и уже вернулись, оставались в Украине до истечения контракта. В среднем чиновники находятся в зоне боевых действий 7 месяцев.
О своем отправлении на войну объявляли 13 депутатов Госдумы. Пятеро из них вернулись с войны, еще восемь человек заявляют, что участвуют в боевых действиях, но регулярно ездят в отпуска.
Воевать в Украину уехали мэры трех российских городов: один из них уже вернулся. Всего на фронт отправились:
13 федеральных депутатов, пятеро из них вернулись;
14 региональных чиновников и депутатов, 8 из них вернулись, один убит;
26 муниципальных чиновников и депутатов, 7 из них вернулись, двое убиты.
Бессрочные контракты для обычных смертных
Чиновники и депутаты возвращаются с войны, в то время как жены мобилизованных безуспешно пытаются вернуть родных домой. Почему это происходит?
«Серая зона» в российском законодательстве
Почему многие чиновники и депутаты возвращаются с войны через несколько месяцев, а мобилизованные не могут приехать домой даже в отпуск?
Возвращение военных депутатов
Многие уехавшие на войну чиновники и депутаты вернулись домой спустя несколько месяцев. В то же время жены мобилизованных уже год не видели своих родных.
Своих не бросают
Десятки чиновников съездили на войну в Украине ради лайков и пиара, пока сотни тысяч мобилизованных не могут вернуться домой. Как так вышло?
Чтобы получать главные новости быстрее, подпишитесь на наш телеграм и твиттер.